Кабмин утвердил изменения в структуре Центра по стандартизации

Tazabek - Кабинет министров внес изменения в постановление Кабинета министров от 10 декабря 2021 года № 300 «О вопросах ведомственных подразделений и организаций Министерства экономики и коммерции Кыргызской Республики».

Соответствующее постановление №217 от 18 апреля 2025 года подписал председатель Кабмина Адылбек Касымалиев.

Согласно документу, в положение о Центре по стандартизации и метрологии при Министерстве экономики и коммерции Кыргызской Республики внесены следующие изменения:

– в подпункте 1 пункта 12: в абзацах шестом, тринадцатом, шестнадцатом и двадцать первом слово «других» заменены на слово «иностранных»;

– дополнено абзацами двадцать восьмым — тридцатым следующего содержания:

  •  разработка программы развития национальной системы стандартизации;
  •  обеспечение научной и методической поддержки деятельности в сфере стандартизации;
  •  в пределах своей компетенции заключение соглашений (договоров, меморандумов), не противоречащих законодательству Кыргызской Республики, с национальными органами по стандартизации иностранных государств, включая вопросы применения национальных стандартов этих государств на территории Кыргызской Республики, а также применения национальных стандартов Кыргызской Республики на территории этих государств.

Положение

о Центре по стандартизации и метрологии  при Министерстве экономики и коммерции Кыргызской Республики

(В редакции постановлений Кабинета Министров КР от 4 ноября 2022 года № 613, 17 февраля 2023 года № 78, 28 февраля 2023 года № 107, 27 февраля 2025 года № 95) 

1. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет правовые и организационные основы деятельности Центра по стандартизации и метрологии при Министерстве экономики и коммерции Кыргызской Республики (далее – Кыргызстандарт).

2. Кыргызстандарт является правопреемником Центра по стандартизации и метрологии при Министерстве экономики и финансов Кыргызской Республики.

3. Кыргызстандарт является государственным органом исполнительной власти Кыргызской Республики, функционирующим в статусе подведомственного подразделения Министерства экономики и коммерции Кыргызской Республики (далее – Министерство), осуществляющим функции национального органа по стандартизации и метрологии.

4. В своей деятельности Кыргызстандарт руководствуется Конституцией и законами Кыргызской Республики, иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, вступившими в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, решениями Министерства и настоящим Положением. 

5. Кыргызстандарт осуществляет свою деятельность во взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления, международными организациями, бизнес-сообществом, общественными объединениями, научными и иными организациями.

6. Кыргызстандарт является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, расчетные и иные счета в банках и системе казначейства, печать с изображением Государственного герба Кыргызской Республики, со своим наименованием на государственном и официальном языках, а также иные печати, штампы, бланки установленного образца.

Организационно-правовая форма Кыргызстандарта – государственное учреждение, созданное на праве оперативного управления.

7. Полное фирменное наименование Кыргызстандарта:

– на государственном языке: «Кыргыз Республикасынын Экономика жана коммерция министрлигине караштуу Стандартташтыруу жана метрология боюнча борбору»;

– на официальном языке: «Центр по стандартизации и метрологии при Министерстве экономики и коммерции Кыргызской Республики».

8. Сокращенное фирменное наименование Кыргызстандарта:

– на государственном языке: «Стандартташтыруу жана метрология боюнча борбору»;

– на официальном языке: «Центр по стандартизации и метрологии».

9. Юридический адрес: 720040, Кыргызская Республика, город Бишкек, улица Панфилова, 197.

2. Цели деятельности Кыргызстандарта

10. Основными целями деятельности Кыргызстандарта являются:

1) создание и развитие национальной системы стандартизации в соответствии с международными правилами и рекомендациями;

2) обеспечение единства измерений, развитие и поддержание национальной эталонной базы;

3) содействие обеспечению безопасности общества в целях защиты жизни и здоровья людей, окружающей среды, животных и растений;

4) содействие повышению энергетической эффективности и ресурсосбережению.

3. Задачи Кыргызстандарта 

11. Основными задачами Кыргызстандарта являются:

1) стимулирование научно-технического прогресса;

2) повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологий;

3) повышение уровня безопасности объектов с учетом степени риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

4) содействие экономному и рациональному использованию ресурсов;

5) содействие соблюдению требований технических регламентов;

6) обеспечение технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов измерений и испытаний, взаимозаменяемости продукции;

7) повышение уровня безопасности жизни, здоровья населения, а также жизни и здоровья животных и растений, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, окружающей среды;

8) проведение работ по метрологии для обеспечения единства измерений в Кыргызской Республике;

9) обеспечение соответствия системы измерений Международной системе единиц (СИ).

4. Функции Кыргызстандарта 

12. Для выполнения возложенных задач Кыргызстандарт осуществляет следующие функции:

1) в области стандартизации:

– проведение работ по обеспечению соответствия национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, уровню развития науки, техники и технологий;

– участие в разработке и реализации нормативных правовых актов в области стандартизации;

– установление порядка разработки, принятия и применения стандартов, правил, процедур и рекомендаций в соответствии с Соглашением по техническим барьерам в торговле (г. Марракеш, 15 апреля 1994 года), на основе Кодекса добросовестной практики применительно к разработке, утверждению и применению стандартов;

– установление методов принятия международных, региональных и национальных стандартов других иностранных государств, региональных сводов правил и сводов правил других иностранных государств, региональных классификаторов (в том числе межгосударственных) и национальных классификаторов других иностранных государств в качестве национальных документов по стандартизации;

– формирование и утверждение ежегодной программы разработки (принятия) документов по стандартизации; 

– утверждение, отмена в установленном порядке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов, государственных классификаторов, правил и рекомендаций по стандартизации;

– участие в разработке и проведении экспертизы межгосударственных стандартов, технических регламентов Евразийского экономического союза и перечней стандартов, обеспечивающих соблюдение требований технических регламентов Евразийского экономического союза;

– проведение гармонизации документов по стандартизации с международными и региональными нормами;

– участие в разработке проектов соглашений в области стандартизации, метрологии, сертификации;

– организация разработки и экспертизы проектов национальных стандартов и других документов по стандартизации;

– осуществление учета и обеспечение доступности для заинтересованных лиц национальных стандартов, правил и рекомендаций по стандартизации, международных и региональных стандартов, национальных стандартов других иностранных государств и предварительных национальных стандартов, государственных классификаторов, региональных классификаторов (в том числе межгосударственных), а также национальных классификаторов других иностранных государств;

– утверждение порядка образования и деятельности технических комитетов по стандартизации, организация их работы и координация деятельности;

– разработка и утверждение изображения знака соответствия национальным стандартам;

– принятие в качестве национальных документов по стандартизации Кыргызской Республики международных, региональных стандартов (в том числе межгосударственных) и национальных стандартов других иностранных государств, региональных классификаторов (в том числе межгосударственных) и национальных классификаторов других иностранных государств;

– участие в формировании и реализации программы по разработке межгосударственных стандартов, в разработке которых участвует Кыргызская Республика, и организация переработки национальных стандартов в межгосударственные стандарты в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов Евразийского экономического союза;

– установление форм каталожных листов продукции, правил их заполнения, представления и регистрации;

– координация работ по развитию государственной системы каталогизации продукции и организации работ по экспертизе и регистрации каталожных листов продукции;

– установление порядка разработки, согласования, учета, утверждения, экспертизы, внесения изменения, отмены и введения в действие национальных стандартов, предварительных национальных стандартов и государственных классификаторов;

– осуществление межведомственной координации работ по развитию и применению системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, перечня государственных классификаторов, статистических классификаторов, региональных классификаторов, межгосударственных классификаторов, национальных классификаторов других иностранных государств, подлежащих ведению, а также перечня министерств и административных ведомств Кыргызской Республики, осуществляющих разработку, ведение, актуализацию и применение классификаторов в соответствии с установленным порядком;

– присвоение международного идентификационного кода (VIN/WMI кода) изготовителям транспортных средств;

– проведение работ по анализу перечней стандартов к техническим регламентам ТС/ЕАЭС и включению национальных стандартов Кыргызской Республики в перечни стандартов к техническим регламентам ТС/ЕАЭС;

– принятие на территории Кыргызской Республики недействующих документов по стандартизации к ТР ТС/ЕАЭС,

– координация работ по участию заинтересованных сторон от Кыргызской Республики в межгосударственных технических комитетах по стандартизации (МТК);

– координация работ по разработке межгосударственных стандартов на основе национальных стандартов Кыргызской Республики;

– реализация решений, протоколов Евразийской экономической комиссии, Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС), Межправительственных комиссий (МПК) по вопросам стандартизации;

- принятие в качестве национальных документов по стандартизации Кыргызской Республики региональных сводов, правил иностранных государств применительно к отдельным требованиям технических регламентов;

2) в области метрологии:

– проведение работ по обеспечению соответствия системы измерений Международной системе единиц (СИ) для укрепления роли измерений и стандартов в развитии экономики республики;

– хранение и совершенствование национальных эталонов единиц величин, воспроизведение и передача размеров основных и производных единиц величин Международной системы единиц (СИ);

– поддержание постоянного функционирования системы менеджмента в национальных эталонных лабораториях в соответствии с международной практикой;

– оказание метрологических услуг хозяйствующим субъектам по поверке, калибровке, утверждению типа средств измерений, аттестации методик выполнения измерений;

– утверждение стандартных образцов;

- ведение информационного фонда в области обеспечения единства измерений;

– проведение работ по признанию результатов метрологических работ в соответствии с вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика;

– участие в сличении эталонов на международном, региональном и национальных уровнях для обеспечения международного признания национальных эталонов и сертификатов калибровки и измерений;

– организация сличений на национальном уровне для сети аккредитованных поверочных и калибровочных лабораторий;

– участие в работе по предоставлению и отзыву права на проведение испытаний средств измерений или аттестации стандартных образцов с целью утверждения типа или поверки средств измерений;

– участие в деятельности по аккредитации калибровочных и поверочных лабораторий;

– проведение метрологической экспертизы документов по стандартизации;

– организация проведения аттестации поверителей и обеспечения поверительными клеймами;

– предоставление услуг по консалтингу в области метрологии и систем менеджмента органов по оценке соответствия;

– осуществление научно-исследовательских работ в области метрологии;

– осуществление сотрудничества с международными и региональными организациями по метрологии и национальными метрологическими органами зарубежных стран, в том числе на основе двусторонних и многосторонних соглашений и договоров;

3) в области оценки соответствия:

– осуществление функций органа по сертификации продукции, услуг, персонала и систем менеджмента;

– испытание продукции (услуг) при проведении работ по подтверждению соответствия;

– проведение исследований, испытаний, экспертиз по параметрам количества, качества, безопасности на основании заявок государственных органов, юридических и физических лиц в целях обеспечения их информацией о соответствии (несоответствии) исследуемых объектов (материалов, продуктов, процессов) требованиям нормативных правовых актов в сфере оценки соответствия технических регламентов, стандартов, правил или контрактов;

– предоставление услуг по тестированию и иных технологических услуг по заявкам и запросам органов государственного управления, общественных организаций по защите прав потребителей, а также физических и юридических лиц на договорной основе;

– участие на договорной основе в производственных процессах предприятий по изготовлению пищевой продукции, в которые должны быть введены элементы системы принципов анализа рисков и определения критических контрольных точек (ХАССП), с проведением соответствующих испытаний, экспертиз, измерений;

– организация работ по проведению конкурса на соискание премий Кыргызской Республики по качеству;

– участие в работах по проведению конкурса на соискание Премии Содружества Независимых Государств за достижения в области качества продукции и услуг;

– организация деятельности органа по сертификации систем менеджмента качества, в том числе систем менеджмента безопасности пищевых продуктов;

– утверждение, регистрация, аннулирование одобрения типа транспортного средства (одобрение типа шасси);

– осуществление публикации информации о прекращении действия документа, удостоверяющего соответствие Техническому регламенту (ТР ТС 018/2011) «О безопасности колесных транспортных средств», в официальном печатном издании Кыргызстандарта, регистрация и ведение единого реестра уведомлений о прекращении действия документа;

– регистрация и ведение реестра одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), а также сертификатов соответствия;

- подтверждение компетентности экспертов по сертификации (экспертов-аудиторов);

- предоставление права на проведение регистрации деклараций о соответствии аккредитованным органам по сертификации, в составе которых функционируют аккредитованные испытательные лаборатории, по отдельным техническим регламентам Таможенного союза/Евразийского экономического союза;

4) в области информационного обеспечения:

– формирование и ведение Национального информационного фонда технических регламентов и стандартов (далее – фонд), издание, распространение и обеспечение пользователей техническими регламентами, документами по стандартизации и информационной продукцией фонда в установленном порядке;

– издание и переиздание, в том числе в переводе на иностранные языки, снятие копий и распространение национальных стандартов и иных документов по стандартизации, метрологии, оценке соответствия, национальных стандартов других стран, а также предоставление права юридическим лицам на ведение данных работ;

– перевод стандартов, руководящих принципов процедурных документов международных, региональных организаций и национальных органов иностранных государств;

– выполнение функций национальной справочно-информационной службы по стандартизации для обеспечения выполнения положений Соглашения по техническим барьерам в торговле (г. Марракеш, 15 апреля 1994 года) и справочной службы (Национального контактного пункта) Межведомственной комиссии «Кодекс Алиментариус»;

– предоставление услуг по консалтингу в области стандартизации, метрологии, системы менеджмента и оценки соответствия;

– оказание услуг по проведению работ в области стандартизации, метрологии, оценки (подтверждения) соответствия и другим вопросам, относящимся к компетенции Кыргызстандарта;

– информационное обеспечение документами, оказание услуг и обучение по вопросам, связанным с деятельностью Кыргызстандарта;

– организация курсов повышения квалификации специалистов и проведение иных обучающих занятий для всех 

сторон–представителей как государственного, так и частного сектора по вопросам стандартизации, метрологии и менеджмента безопасности и качества, а также иным вопросам, относящимся к этой области;

– организация и проведение стажировок специалистов в области стандартизации, метрологии, системы менеджмента, испытаний и оценки соответствия;

5) в области международного сотрудничества:

– осуществление сотрудничества с международными, региональными организациями и национальными органами иностранных государств, действующими в области стандартизации, метрологии и иных связанных с этими направлениями областях, в том числе на основе двусторонних и многосторонних соглашений и договоров по согласованию с Министерством;

– представление Кыргызской Республики по согласованию с Министерством в региональных и международных организациях по стандартизации и метрологии в пределах полномочий Кыргызстандарта.

(В редакции постановлений Кабинета Министров КР от 4 ноября 2022 года № 613, 17 февраля 2023 года № 78, 28 февраля 2023 года № 107, 27 февраля 2025 года № 95)

5. Права Кыргызстандарта 

13. Для осуществления задач и функций Кыргызстандарт в пределах своей компетенции имеет право:

1) вносить предложения по совершенствованию нормативной правовой базы по вопросам, входящим в компетенцию Кыргызстандарта;

2) создавать по согласованию с Министерством координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы), в том числе межведомственные, для решения возложенных на Кыргызстандарт задач;

3) привлекать по согласованию с Министерством для проведения экспертиз, испытаний и консультаций специалистов государственных органов и местных органов власти, международных, неправительственных и общественных организаций, а также независимых экспертов;

4) вносить в установленном порядке предложения об отмене, ограничении срока действия или пересмотре нормативных правовых актов, не отвечающих требованиям по обеспечению безопасности жизни, здоровья или имущества граждан, охраны окружающей среды;

5) оказывать платные услуги хозяйствующим субъектам в области подтверждения соответствия, обеспечения единства измерений, проведения испытаний, подготовки специалистов на основе договоров и других документов, имеющих силу договора;

6) распределять выделенные государственные бюджетные средства в соответствии с их предназначением по видам расходов;

7) вносить предложения в Министерство о заключении договоров с международными, национальными и региональными организациями по вопросам, входящим в компетенцию Кыргызстандарта;

8) участвовать по согласованию с Министерством, в разработке проектов и подписании в установленном порядке международных договоров и соглашений, иных документов с иностранными государствами и международными организациями;

9) разрабатывать и применять цены и тарифы на проводимые работы (услуги) в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики;

10) проводить прочие работы и услуги, сопутствующие выполнению основных функций, не противоречащие законодательству Кыргызской Республики, международным стандартам, нормам и правилам;

11) проводить тренинги, семинары, стажировки и иные виды обучения специалистов в области стандартизации, сертификации и метрологии на договорной основе;

12) вносить предложения в Министерство о создании, реорганизации и ликвидации в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке территориальных и подведомственных подразделений, входящих в схему управления Кыргызстандарта, а также осуществлять руководство и контроль за их деятельностью;

13) назначать в установленном порядке компетентную организацию, выполняющую функции технического секретариата, для проверки правильности и обоснованности оформления одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси);

14) осуществлять иные права в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

6. Организация деятельности Кыргызстандарта

14. Кыргызстандарт возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Председателем Кабинета Министров Кыргызской Республики по представлению министра экономики и коммерции Кыргызской Республики (далее – министр).

Директор Кыргызстандарта подчиняется непосредственно министру.

15. Директор имеет одного заместителя, назначаемого на должность и освобождаемого от должности в установленном порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики.

Заместитель директора подчиняется непосредственно директору и осуществляет свою деятельность в пределах возложенных на него обязанностей.

16. Директор Кыргызстандарта:

1) осуществляет общее руководство деятельностью Кыргызстандарта, его подведомственного и территориальных подразделений;

2) несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Кыргызстандарт задач и функций;

3) вносит на утверждение министру проекты структуры и штатного расписания Кыргызстандарта в пределах установленных фонда оплаты труда и предельной штатной численности;

4) в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников Кыргызстандарта, руководителей подведомственного и территориальных подразделений;

5) в установленном порядке налагает дисциплинарные взыскания на работников Кыргызстандарта, подведомственного и территориальных подразделений;

6) в установленном порядке поощряет отличившихся работников Кыргызстандарта, подведомственного и территориальных подразделений, а также вносит предложения в Министерство о присвоении таким работникам почетных званий и награждении ведомственными и государственными наградами Кыргызской Республики;

7) издает в пределах своей компетенции приказы и дает поручения, обязательные для исполнения работниками Кыргызстандарта;

8) направляет ежеквартально отчеты о проделанной работе Кыргызстандарта в Министерство;

9) представляет интересы Кыргызстандарта в государственных органах и иных организациях;

10) утверждает положение, структуру и штатное расписание подведомственного и территориальных хозрасчетных подразделений Кыргызстандарта;

11) осуществляет иные функции и полномочия по руководству деятельностью Кыргызстандарта в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и настоящим Положением.

17. Структура и штатное расписание Кыргызстандарта утверждаются министром в пределах утвержденных штатной численности и фонда оплаты труда, изменение которых возможно только в связи с изменением задач и функций Кыргызстандарта. При этом назначение директора не является основанием для изменения структуры Кыргызстандарта.

18. Для коллегиального рассмотрения вопросов, связанных с выполнением задач, возложенных на Кыргызстандарт, и решения научно-технических проблем, относящихся к его компетенции, образуется научно-технический совет.

Положение о научно-техническом совете и его персональный состав утверждаются директором Кыргызстандарта.

19. В Кыргызстандарте могут создаваться иные совещательные и консультативные органы.

20. При Кыргызстандарте функционируют Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров и территориальные подразделения, деятельность которых осуществляется на полном хозяйственном расчете.

7. Имущество и финансово-хозяйственная деятельность Кыргызстандарта 

21. Государственное имущество, находящееся в ведении Кыргызстандарта, закрепляется за ним на праве оперативного управления, а имущество, приобретенное за счет хозяйственной деятельности, поступает в самостоятельное распоряжение Кыргызстандарта и учитывается на отдельном балансе.

22. Источниками финансирования Кыргызстандарта являются:

– средства республиканского бюджета;

– средства от поступлений за оказание хозяйствующим субъектам платных услуг по сертификации, метрологии, стандартизации и иной производственно-хозяйственной деятельности, не противоречащей законодательству Кыргызской Республики;

– гранты, кредиты и иные источники, не противоречащие законодательству Кыргызской Республики.

23. Кыргызстандарт по согласованию с Министерством распоряжается доходами, полученными от оказания услуг хозяйствующим субъектам и иной производственной деятельности, а также имуществом, приобретенным за счет этих доходов.

24. Кыргызстандарт ведет статистическую отчетность и осуществляет бухгалтерский учет результатов своей работы в соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Республики в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

8. Заключительные положения

25. Кыргызстандарт в своей деятельности подотчетен Министерству.

26. Реорганизация и ликвидация Кыргызстандарта осуществляются в соответствии с гражданским законодательством Кыргызской Республики.

27. При прекращении деятельности Кыргызстандарта документы, возникшие в ходе его деятельности, хранятся и используются в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О Национальном архивном фонде Кыргызской Республики».

28. Разработка программы развития национальной системы стандартизации;

29. Обеспечение научной и методической поддержки деятельности в сфере стандартизации;

30.В пределах своей компетенции заключение соглашений (договоров, меморандумов), не противоречащих законодательству Кыргызской Республики, с национальными органами по стандартизации иностранных государств, включая вопросы применения национальных стандартов этих государств на территории Кыргызской Республики, а также применения национальных стандартов Кыргызской Республики на территории этих государств.

За последними событиями следите через наш Твиттер @tazabek

Доступ к Tazabek (расследования, обзоры, рейтинги, интервью, инфографика и Аналитика) + архив

год35000 сомподписаться?
Данные тарифы действуют только для частных лиц.
Если вам необходим корпоративный доступ к материалам (для организаций, госорганов, ведомств и т.д), пожалуйста, свяжитесь с нами по почте info@akipress.org
Мобильное приложение Tazabek:
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.