• 09:59
  • 20 апреля 2025
  • Вс



Воздушные гавани Кыргызстана. От первого самолёта до рейсов в Европу

Интервью с Председателем Правления ОАО «Аэропорты Кыргызстана»
Манасбеком Самидиновым

11:38, 7 марта 2025
Гражданская авиация в Кыргызстане претерпевает масштабные реформы. 2024 год ознаменовался запуском внутренних рейсов новой государственной авиакомпанией Asman Airlines, приобретением ею собственных бортов, реновацией региональных аэропортов, расширением отечественного авиапарка.

В 2025 году страну ожидают не менее значимые испытания — Кыргызстан проходит аудит EASA (Европейский Союз), а также готовится запускать рейсы в Европу. 

Председатель Правления ОАО «Аэропорты Кыргызстана» Манасбек Самидинов поделился с Tazabek воспоминаниями из детства, трудностями в работе и планами по развитию гражданской авиации. Глава компании рассказал, куда теперь смогут летать кыргызстанцы, как будет выглядеть столичный аэропорт после модернизации и где посетители смогут поужинать прямо в салоне американского самолета с видом на Иссык-Куль.

«Каждый взлет и посадка — большая ответственность для нас»


Вы помните тот день, когда впервые в жизни увидели самолёт?

Я думаю, любому гражданину авиация очень интересна. Это вызывает какую-то авиационную романтику. Я могу сказать, что у меня был интерес к авиации всегда — даже когда я был ребёнком.

Я был младшим сыном, и отца перевели на юг. Мы каждую неделю летали из Оша в Бишкек. С тех пор, наверное, у меня появился интерес, некая любовь к авиации. Тогда был интерес к большой металлической машине, которая взлетает, а сейчас уже несёшь ответственность за саму деятельность.

Сегодня у меня есть семья: прекрасная жена и четверо детей. Иногда я беру детей с собой в аэропорт, прививая им любовь к авиации. Несмотря на то, что сам я не авиатор — я управляю авиационной инфраструктурой — надеюсь, кто-то из моих детей непременно будет в этой отрасли.

До того, как стать Председателем Правления ОАО «Аэропорты Кыргызстана», я работал в дочерней компании «Компания Манас Менеджмент», где осуществляется деятельность грузового центра, бортпитания. Оттуда я уже пришёл именно в эту авиационную часть, которой я сейчас руковожу. 

Наш аэропорт «Манас», все наши аэропорты для меня родные. Я вижу, как эти аэропорты будут развиваться. Я вижу, в каком направлении мы идём. Даже если я буду в другой части, у меня всегда останется любовь к авиации.

Я даже был на тренажере, поднимал и сажал Airbus A350. Это большой дальнемагистральный самолет. Я ощутил на себе, как это все происходит, и мне было очень интересно.




Ощущаете ли вы личную ответственность за каждый взлет и посадку самолета?

Конечно. Так как мы являемся инфраструктурой, у нас в этой части есть своя служба безопасности полетов, где обычный гражданин не видит работу, которая осуществляется там. Это служба орнитологии, это пожарная служба, это авиационная безопасность, это безопасность полетов, это аэродромная служба. То есть, это сложный механизм, где все зависят друг от друга и работают, как единый организм в аэропорту.

Какая-то ошибка любой из этих служб может привести к плачевным итогам. Каждый взлет и посадка для нас, для каждого нашего сотрудника, это большая ответственность.





Что было для вас самым сложным во время работы в аэропорту?

Сложно начинать что-то новое для аэропорта. Аэропорт никогда не занимался «реанимированием» и созданием новых проектов. Для коллектива и для меня это было действительно сложно, потому что все уже жили в зоне комфорта и не хотели выходить из нее. Мы не просто создавали то, что сейчас имеем, то есть не шли по текущим направлениям — нам надо было выходить уже за пределы, меняться и создавать.

Я летал в Баку, разговаривал с председателем правления аэропортов Азербайджана, я был и в Турции, и в России был. Конечно, мы где-то что-то собирали и брали информацию.

Коллектив аэропорта — они живут авиацией. У нас много сотрудников, которые свою жизнь посвятили авиации. Как я сказал выше, есть авиационная романтика. Человек приходит, работает, говорит, что это некая «перевалочная база» и он уйдет в другую сферу. Но авиация затягивает и оставляет человека. Есть сотрудники, которые посвятили жизнь: по 30, по 40, по 50 лет, да и по 20 лет. И у нас очень много сотрудников-фанатов своего дела. 

Я у этих людей многому научился, потому что авиационная отрасль специфична. Для меня это было действительно тяжело. Да, я мог подойти к решению вопросов глобально или политически, но именно вместить это все в рамки, чтобы оно не противоречило авиационным правилам — это требует работы. В этой части наши специалисты и помогали.




Один рабочий день, который вы никогда не забудете?

Самый интересный день, это когда мы с командой Asman Airlines покупали воздушные суда. У нас не было никогда опыта по приобретению самолетов: что с юридической точки зрения, что с технической.

Команда молодая, и мы учились, брали примеры и первый самолёт — его покупка у нас затянулась на полгода. Только на согласование договора у нас ушли месяцы. Здесь нам действительно было тяжело. Впервые мы покупали самолёты. Потом, на 2 и 3-ем мы уже пошли по шаблону. 

Эти дни я помню очень хорошо, мы работали до часу, до двух часов ночи. Бывали дни, когда мы подписывали контракты или согласовывали технические параметры, мы сидели до утра, потому что приобретали самолет в Канаде — там часовой пояс совсем другой.

Когда приземлился первый самолет Asman Airlines, я сказал генеральному директору компании и его команде: 

«Вы запомните этот день и этот самолёт, потому что наступит тот день, когда вы будете покупать и дальнемагистральные самолёты, как у Lufthansa и Turkish airlines.

Те самолеты, большие, дальнемагистральные, не будут вызывать таких эмоций, как вот этот 80-местный маленький региональный самолёт. 

Это останется в истории, потому что первый раз государственная авиакомпания покупает их на собственные средства: не в долг, не в кредит, а благодаря своей работе».

Авиакомпания Asman Airlines была основана в 2023 году по инициативе президента Кыргызстана Садыра Нургожоевича Жапарова, как дочернее предприятие ОАО «Аэропорты Кыргызстана». С момента своего основания Asman Airlines активно развивает внутренние авиаперевозки, стремясь улучшить транспортную доступность регионов Кыргызстана. На данный момент флот авиакомпании состоит из двух современных самолётов Dash 8-400, каждый из которых вмещает до 80 пассажиров. Эти воздушные суда оснащены современными системами безопасности и способны совершать посадки на сложных взлётно-посадочных полосах, что делает их идеальными для эксплуатации в условиях Кыргызстана.

С сентября 2024 года Asman Airlines начала выполнять регулярные рейсы по внутренним маршрутам, соединяя Бишкек с городами Ош, Джалал-Абад, Баткен, Раззаков, Каракол, Талас, Кербен. Скоро появятся рейсы в Казарман и Нарын. В январе этого года авиакомпания запустила прямой рейс между городом Ош и Каракол, став первой и единственной авиакомпанией, соединяющей эти два города прямым воздушным сообщением.

В мае этого года Asman Airlines встретит третий борт, который будет использоваться также для местных рейсов. В планах авиакомпании расширение флота и географии полётов. Планируется приобрести два самолёта Airbus A320 и 321 для организации прямых рейсов из Бишкека в Европу, включая Париж, Берлин и Лондон.




1

8

Какой этап развития переживает сегодня гражданская авиация в Кыргызстане?

Насколько вам известно, сейчас идёт полномасштабная модернизация всех региональных аэропортов. Также это затронет и наши большие аэропорты, как Бишкек. В конце прошлого года мы запустили международный аэропорт Каракол. Это, конечно же, под личным контролем нашего уважаемого президента Садыра Нургожоевича. Сейчас мы в первую очередь хотим улучшить всю инфраструктуру аэропортов и также параллельно работаем по расширению географии полетов нашей страны. Ведутся работы по выводу в целом авиации из чёрного списка.

Открытие новых аэропортов, таких как: Международный аэропорт «Каракол» и аэропорт в Таласе, предстоящий запуск аэропортов в Казармане и Нарыне, с 1 марта мы запустили рейсы в Кербен, там аэропорт уже полностью готов к приему рейсов. Также у нас полным ходом идет строительство нового аэровокзала Международного аэропорта «Иссык-Куль». 14 февраля мы с президентом Кыргызстана торжественно заложили капсулу под строительство нового аэровокзала в Международном аэропорту «Ош». Там мы построим новый современный аэровокзал со всеми удобствами. В скором времени мы также дадим старт строительству нового Международного аэропорта «Джалал-Абад». В этом году у нас еще планируется реконструкция и расширение аэровокзала Международного аэропорта «Манас», все это говорит о развитии региональных и международных авиасообщений. 

К тому же появление первой государственной авиакомпании Asman Airlines и закупка современных самолетов указывают на стремление сделать авиаперевозки более доступными внутри страны. Успешное прохождение Гражданской авиациец аудита ICAO позволит нам вывести страну из «черного списка» и запустить прямые рейсы в Европу. 

Главная задача в гражданской авиации, которую сегодня необходимо решить

В первую очередь, это улучшение инфраструктуры — то, чем мы сейчас и занимаемся. Второе — это увеличение географии полетов, третье — это вывод из «чёрного списка» EASA, чтобы мы могли быть открытыми не только для наших перевозчиков, но и для больших европейских компаний. 

Потому что Европа не рекомендует, чтобы большие авиакомпании осуществляли рейсы в Кыргызскую Республику. После того, как мы выйдем из черного списка, они могут убрать данную рекомендацию и большие авиакомпании могут уже осуществлять деятельность, они сами будут заинтересованы приземляться в наших международных аэропортах.

Какая ведется работа по модернизации аэропортов?




По аэропорту «Манас» в этом году уже идёт мобилизация всей строительной техники. В марте, в первой декаде, уже начнётся активная работа по реконструкции аэровокзального комплекса, где мы планируем увеличить аэровокзальный комплекс, улучшить условия для пассажиров, расширить зону ожидания, систему регистрации, увеличить регистрационные стойки, увеличить фудкорты — все коммерческие объекты. Этим самым мы увеличим технологию прохождения пассажиров. Одним из ключевых нововведений станет строительство современного skywalk — крытого перехода, который соединит основные здания аэропорта. Этот удобный и комфортный коридор защитит пассажиров от непогоды и сократит время передвижения между терминалами, делая пребывание в аэропорту ещё более приятным.

Аэровокзал увеличится примерно на 18-20 тыс. квадратных метров. 

Кроме этого, в марте начнутся ремонтно-восстановительные работы взлетно-посадочной полосы. Сейчас мы имеем взлетно-посадочную полосу и 2-ой категории. Мы хотим ее модернизировать и сделать 3-ю категорию. Этим самым мы избежим проблем, вознкающих при густом тумане, когда воздушные суда не могут приземлиться и уходят на запасной аэродром в Алматы. Мы планируем сделать взлётно-посадочную полосу до конца года, а аэровокзальный комплекс, возможно, продолжим в 2026 году.

Бондовый склад тоже будет строиться. Мы ведем переговоры с российскими, китайскими и европейскими инвесторами для строительства. Потенциально сейчас это европейцы, у них уже есть такой опыт. Мы хотим не просто передать участок, а в максимальной степени защищаем свои интересы. Я настаиваю на доле в 50% при разделении доходов.

Макет: Аэропорт «Манас» после модернизации (г.Бишкек)

1

5

Аэропорты Астаны и Алматы передавались в управление внешним компаниям из Объединённых Арабских Эмиратов и Турции. Как вы рассматриваете такую модель управления аэропортами?




Такие предложения поступали от компании Terminals Holding — арабская компания, от турецких компаний. Это можно сделать, но у нас политика такая, ставится задача «в первую очередь интересы государства». То есть, все должно быть выгодно нашей стране, но в ходе переговоров с этими компаниями, мы не увидели эту выгоду, которая бы заинтересовала нас. Из-за этого переговоры не дошли до логического конца.

Наша цель — сохранить за нашей страной полный контроль над развитием авиационной отрасли, внедрением новых технологий и стандартов обслуживания. Аэропорты «Манас» и «Ош» — это не просто инфраструктурные объекты, это важнейшие узлы, которые поддерживают связи нашей страны с миром. Мы уверены, что их развитие должно продолжаться в рамках государственной политики, обеспечивая при этом высокий уровень безопасности и комфорта для пассажиров.

«Мы приняли решение не передавать контроль над нашими стратегическими объектами в руки иностранных компаний»


В настоящее время Госагентство гражданской авиации проводит проверки авиакомпаний (ГАГА) на соответствие требуемым стандартам. Какие компании планируют запускать рейсы в дальнее зарубежье? 


Госагентство гражданской авиации является главным регулятором в сфере авиации Кыргызской Республики. Они регулярно проводят плановые проверки: и авиакомпаний, и инфраструктурных объектов, как мы, да и всех участников авиации. 

Касательно тех компаний, которые могут в перспективе летать в дальнее зарубежье, в Европу и в страны Евросоюза. 

Мы будем сфокусированно работать над этим по компании Asman Airlines. По инициативе нашего президента была создана компания, мы получили воздушное судно модели Dash 8Q-400 канадского производства. Эти суда сейчас выполняют рейсы по внутренним маршрутам страны, но у нас есть планы по приобретению больших воздушных судов на осуществление международных сообщений в те же Европейские страны.

На первой фазе мы планируем охватить наши соседние страны — это Казахстан, Узбекистан этими же самолётами, которые у нас сейчас есть. Сезон будем начинать на Тамчы и Каракол, будем начинать рейсы с Алматы, с Ташкента, будем связывать их с Иссык-Кулем. Далее, когда мы приобретем уже большие воздушные судна, будем осуществлять рейсы в Российскую Федерацию, арабские страны также и курортные зоны: Таиланд, Вьетнам и Китай.

Международный аэропорт города Каракол

1

6

В 2024 году удалось достичь договоренностей с авиакомпаниями об открытии следующих рейсов:



Пекин – Бишкек – Пекин
, авиакомпания Южно-Китайские Авиалинии, по понедельникам, средам и пятницам. Первый рейс состоялся 24.01.2024;

Транзитный рейс Сеул (Южная Корея)-Бишкек-Загреб (Хорватия), авиакомпания T’Way с частотой 3 раза в неделю (вторник, четверг и суббота);

Бишкек-Талас-Бишкек, «Асман Эйрлайнс», 1 раз в неделю по пятницам;

Бишкек-Каракол-Бишкек, авиакомпания «Асман Эйрлайнс», 3 раза в неделю, (четверг, пятница, воскресенье) с 19 декабря 2024 г.

Чартерные рейсы:

Шарм Эль Шейх-Бишкек-Шарм Эль Шейх, авиакомпания «Red Sea Airlines», 2 раза в неделю по понедельникам и средам;

Бишкек-Гоа-Бишкек, авиакомпания «Аэро Номад», 1 раз в неделю, по субботам;

Бишкек-Пхукет-Бишкек, авиакомпания «Аэро Номад», 1 раз в неделю по четвергам, с 5 декабря 2024;

Бишкек-Фукуок-Бишкек, авиакомпания «Аэро Номад», 2 раза в неделю, по понедельникам и четвергам;

Планируется сотрудничество с Turkish Airlines и Lufthansa.

В 2025 году проводится работа по запуску следующих рейсов:

Дели-Бишкек-Дели, авиакомпания InterGlobe Aviation Limited (IndiGo) на ежедневной основе;

Нячанг (Вьетнам)-Бишкек-Нячанг (Вьетнам) - с 27 февраля, три раза в неделю;

Ош-Каракол-Ош, Асман Эйрлайнс, 2 раза в неделю по четвергам и воскресенье; 

Бишкек-Кербен-Бишкек, Асман Эйрлайнс, с 1 марта 2025 года каждую субботу. 

Ташкент-Ош-Ташкент – переговоры с авиакомпанией «HUMO Air»;

Алматы -Ош-Алматы – переговоры с авиакомпанией «Эйр Астана»;

Урумчи-Ош-Урумчи переговоры с компанией «Южно-Китайские Авиалинии»;

Начало организации чартерных рейсов с частотой 2 раза в неделю, авиакомпанией «Batik Air» по маршруту Куала-Лумпур-Бишкек-Куала-Лумпур, Куала-Лумпур-Бишкек-страны Европы;

Тбилиси-Бишкек-Тбилиси – переговоры с грузинскими авиаперевозчиками;

Доха-Бишкек-Доха, авиакомпания «Qatar Airways»;


В прошлом году президент Садыр Жапаров встречался с руководителем компании Airbus, велись переговоры о закупке самолетов. На каком этапе сейчас эти договоренности?


Да, в рамках визита нашего президента в Германию мы встречались с руководством компании Airbus. Мы как раз обсудили вопросы двустороннего сотрудничества, пригласили их на открытие аэропорта Каракол в декабре. Руководитель Airbus приехал со своей командой, и мы разговаривали о приобретении воздушных судов. Но у Airbus продажи запланированы на 6 лет вперёд, то есть они не могут сейчас нам выдать новые самолеты. 

В связи с чем они, будучи производителями, предложили сопровождать нас в процессе приобретения этих самолётов. Переговорив с командой Airbus, мы поехали на конференцию в Дублин, где была организована площадка для встречи с лизингодателями. Это 5 топовых лизинговых компаний мира, которые заинтересованы предоставить нам воздушные суда в лизинг. Техническую инспекцию будет проводить Airbus, выступая в качестве консультанта.

Благодаря сотрудничеству с Airbus, ведутся переговоры с крупнейшими лизингодателями, такими как: 

  • ACG (Аviation Capital Group). Американская лизинговая компания, специализирующаяся на предоставлении в аренду коммерческих воздушных судов авиакомпаниям по всему миру,
  • Avalon (Avolon Holdings Limited). Международная авиационная лизинговая компания, базирующаяся в Ирландии, предоставляющая в аренду самолёты ведущим авиаперевозчикам,
  • BBAM (BBAM Aircraft Leasing & Management). Одна из крупнейших в мире независимых компаний по лизингу самолётов, предлагающая полный спектр услуг в сфере управления авиационными активами), для приобретения двух больших воздушных судов. 

Малая авиация для бизнеса

В последние годы много говорилось о малой авиации. Расскажите о планах по развитию этой отрасли?

Малая авиация очень интересна для нас, но мы не должны забывать, что являемся горной страной. Тот или иной тип воздушного судна должен подходить нашей территории, нашей горной местности. Мы можем локально создавать центры, где будут летать самолёты малой авиации. 

Недавно к нам обращались инвесторы, которые готовы создать учебный центр малой авиации в Токтогуле, в Жалал-Абадской области, и готовить там специалистов. Мы продолжим переговоры, ведь это дает возможности для бизнес сообщества. Бизнесмены могут приобретать эти самолеты, они не так недорого стоят. Они получат возможность перемещаться в регионе на этих воздушных судах. Этим судам не обязательно нужна большая инфраструктура для полетов.

Хотелось бы затронуть вопрос деятельности такси на территории аэропортов. Можно ли как-то отрегулировать данный вопрос? Ведь качество услуг перевозчиков создает определенное впечатление о стране, особенно у туристов.

Да, это очень актуальная тема. Я уже не раз встречался со всеми работниками такси, сам лично их собирал, разговаривал с ними. Наша дочерняя компания аэропорта «Манас Менеджмент» совместно с инвесторами запустили проект — свое такси. Мы предлагаем, чтобы в первую очередь они поменяли свою технику. Машины должны соответствовать, они должны быть в хорошем техническом состоянии, в исправном состоянии. 

Мы сейчас предлагаем, чтобы эти же водители перешли в нашу компанию, осуществляли эти перевозки с помощью новых машин, которые мы хотим предоставлять. После модернизации аэропорта будет функционировать только компания аэропорта, предоставляющая услуги такси. Мы будем отслеживать, чтобы «стихийных таксистов» не было на территории объекта. Как и везде, данный проект работает и в России, и во многих развитых странах мира. Необходимо отойти от таких рискованных моментов для наших пассажиров, для туристов.




Расширение инфраструктуры и развитие отрасли в целом предполагает наличие многочисленных кадров. Как бы вы решили вопрос кадров в гражданской авиации? 

Да, кадровый кризис у нас есть. Но мы очень активно сотрудничаем с Авиационным институтом, берём выпускников всех на работу в аэропорт. Главным потребителем кадров является именно аэропорт «Манас». Совместно с ними мы ведём площадку, где обсуждаем эти вопросы. Мы говорим, что именно в той или иной части сектора есть нехватка кадров. Они адаптируются под нас, то есть готовят кадры, мы с ними активно работаем. 

Кроме этого, у нас есть ещё свой учебный центр «Манас Тренинг Центр», на базе аэропорта тоже есть учебный центр. Там мы поднимаем квалификацию наших сотрудников. 

Мы также привлекаем международных тренеров для повышения уровня знаний и внедрения лучших мировых практик в нашу работу.

Выпускникам хотелось бы сказать, чтобы, самое главное, учились, хорошо учились, и был некий интерес. Не просто для галочки учиться, а найти ту отрасль, где чувствуешь себя комфортно.

В Бишкеке может появиться отель «Авиатор»

В Китае я побывал в отеле «Аэропорт», мне попался номер «Ил-76». На двери фотография самолета, весь номер в фотографиях самолета, среди них схемы, конструктивная часть, параметры. У нас же много видов российских самолетов, западных тоже: как минимум 100 видов на 100 номеров. Это познавательно и интересно. У нас нет такого тематического отеля, можно его создать в поддержку маркетинговой политики.


Ресторан в салоне настоящего Lockheed на Иссык-Куле

В конце 2024 году государству был возвращен центр отдыха «Эдельвейс», расположенный на территории Иссык-Кульской области в селе Орнок. Пансионат был среди конфискованного имущества Эркина Мамбеталиева.

На его месте будет строиться свой пансионат аэропорта. Появится возможность продавать билеты пакетами и сразу размещать гостей.

3-4 месяца займет проектирование, у нас есть два списанных самолета, один из них большой широкофюзеляжный американский Lockheed. Я хочу поставить его на территории пансионата и организовать внутри салона ресторан. Большой самолет, внутри будет закрытая зона, по бокам — терраса.

По трассе около пансионата мы поставим большой Ту-154. Кроме того, мы собираем старые самолеты, 13 штук, рядом с аэропортом будет площадка, где возудшные суда будут выставлены после реставрации.

Изображение создано с помощью ИИ DALL-E 3

Закрыть  Закрыть
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Популярные

up

×