Внешний долг Кыргызстана Китаю — почти миллиард долларов, в том числе 400 млн долларов – «дорожные» кредиты, - экс-министр А.Жапаров

Tazabek - Объем кыргызстанского внешнего долга Китаю составляет 976 млн долларов. Об этом сообщил экс-министр финансов Акылбек Жапаров со ссылкой на Министерство финансов. По его данным, реальная сумма выше.

«Кредиты, выделенные только на крупные инфраструктурные проекты, почти достигли 1 млрд 400 млн долларов, - заявил он. Детализирую: первый и самый большой — дорожный кредит. Его взяли для строительства новой дороги Север—Юг — 400 млн долларов. Далее — для прокладки электролиний Датка—Кемин 389 млн долларов, для энергетической подстанции Датка — 208 млн долларов, для реконструкции Бишкекской теплоэлектроцентрали — 386 млн долларов. В итоге общая сумма равна 1 млрд 383 млн долларов».

Экс-министр финансов также рассказал, что если возникнут противоречия с полученными от соседней страны кредитами, то все вопросы будут решаться в Пекине по законам Китая. Соответствующее соглашение было подписано еще первым президентом Кыргызстана.

«Стоит отметить, что Китай выдает кредиты на очень короткий срок — 20 лет под 3%. Это единственная страна, у которой мы берем такой невыгодный заем с грабительскими процентами. Для сравнения: как правило, деньги дают на срок не менее 40 лет, из которых первые 10 выплат не требуют. Процентная ставка никогда не поднимается выше 0,5%. Выплатить кредиты по условиям соседней страны невозможно. Для такого большого объема денег это слишком малый срок», - объяснил он.

Он уверен, что национальная безопасность Кыргызстана в опасности. «Занимая деньги у Китая, Кыргызстан нарушил главное правило безопасности: не занимай денег у тех, кто может потребовать твою землю. Проще говоря, не бери денег у прямых соседей. Одному Богу теперь известно, как поведет себя соседняя страна, когда мы не сможем выплатить долг», - сказал А.Жапаров.

С ним согласился экс-чиновник и отечественный эксперт-экономист, замдиректора компании Smart Business Solution Central Asia Марат Мусуралиев.

Так, он поделился, что принимал участие в исследовании НИСИ КР, в котором они, авторы-эксперты, рекомендовали ввести поправки в закон о займах, когда прежде, чем взять кредит, нужно определить источник погашения. С учетом комиссий процентов и т.д. Как в банке. Вот тогда можно и на развитие кредиты брать.

«В частности, что касается дорожных кредитов. Во многих странах мира используется эта система, она себя оправдывает — взимание оплаты за проезд определенных видов транспорта. В частности, большегрузных машин. Действует такой принцип — кто дороги разрушает, тот за них и платит. По сути водители и владельцы грузовых машин итак платят — только коррупционерам-чиновникам, в карман. Эти же деньги могут быть оплачены легально, при этом сами водители получают определенные гарантии, а государство — пополнение бюджета и средства непосредственно на ремонт транспортных артерий. При этом брать кредиты либо не придется вовсе, либо они будут обеспечены возвратными средствами», - сказал М.Мусуралиев.

За последними событиями следите через наш Твиттер @tazabek

Доступ к Tazabek (расследования, обзоры, рейтинги, интервью, инфографика и Аналитика) + архив

год8950 сомподписаться?
Данные тарифы действуют только для частных лиц.
Если вам необходим корпоративный доступ к материалам (для организаций, госорганов, ведомств и т.д), пожалуйста, свяжитесь с нами по почте info@akipress.org
Мобильное приложение Tazabek: