Экономист М.Мусуралиев выступил за введение оплаты по весовому фактору за проезд грузового транспорта

Tazabek - «Все больше стран, в том числе связанных с Кыргызстаном экономическими отношениями, вводят оплату за проезд грузового транспорта. Так, в частности, уже с 1 июля 2014 года, как оповестило международных перевозчиков Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызстана, на территории Латвийской Республики введен сбор за использование автомобильных дорог. Данный сбор будет взиматься за использование главных дорог грузовыми автомобилями и их составами с полной массой свыше 3500 кг, предназначенными или используемыми для грузоперевозок автомобильным транспортом, за исключением пересечения дорог, в том числе на кольцевых перекрестках. Почему мы до сих пор не обращаемся к этой практике?» - поинтересовался экономист, замдиректора компании Smart Business Solution Central Asia Марат Мусуралиев.

По его словам, взимание оплаты с грузового транспорта распространено во многих странах.

«При этом следует учитывать, что составляющей системы приема оплаты являются автоматические пункты весогабаритного контроля. И в разных системах, в зависимости от веса транспорта вместе с грузом, определяется и коэффициент оплаты за проезд. При этом оператор весов не может изменить их показания. Это важный момент. У нас в этом плане ситуация плачевная. И дело вот в чем. На сегодняшний день большая часть ПВК в Кыргызстане, кроме пограничных, находится под контролем Министерства транспорта и коммуникаций. И все это время наблюдаются случаи коррупции на пунктах. Каждый год сотрудников Минтранса – операторов ПВК арестовывают, приходят новые, их берут на взятках, и так опять. Естественно, высокий уровень коррупции в этом процессе влияет на сборы - только вслушайтесь в эти цифры: за весь прошлый год все ПВК страны собрали порядка 51 млн сомов, а в позапрошлый – 30 млн. Это просто копейки по сравнению с реальным оборотом средств через ПВК», - сказал он.

Экономист привел пример — только через ПВК «Сосновка» тоннеля Тёо-Ашуу ежедневно проезжает 3000 автомобилей, из которых порядка 300 единиц – большие фуры, прицепы, полуприцепы и т.д. Сами водители утверждают, что за перегруз на одном только этом ПВК отдают мзду операторам от 12 до 15 тысяч сомов каждый, рассказал он.

«При этом, естественно, нет никакого контроля за весом транспорта, использующего наши дороги. Между прочим, даже в Таджикистане существует сезонное ограничение на допуск тяжелых автомобилей на дороги. С 1 мая по 31 августа при температуре свыше 35 градусов запрещен проезд машин с весовой нагрузкой свыше 6 тонн на ось. Такая же система действует в Казахстане, России. Это ограничение научно обоснованное и экономически законодательно закрепленное. В Кыргызстане такой нормы до сих пор нет. И поэтому у нас даже новые дороги через какое-то время идут «волнами» или и вовсе разрушаются. На ремонт которых мы берем новые кредиты, и ремонтируем, перестраиваем, опять ремонтируем. Приведу вам некоторые цифры. На сегодняшний день общий внешний долг страны составляет $3 млрд 300 млн, это 50% ВВП. Из этой цифры порядка $1 млрд 400 млн брошено на ремонт автомобильных дорог. Необходимо в данном случае понимать, что ни одна из этих автодорог не является платной. То есть отдачи от дорог и вложенных в них денег нет. Некоторые страны практикуют строительство рядом с бесплатными платных дорог, но у нас это невозможно по ряду причин», - сообщил М.Мусуралиев.

Он поделился своим мнением, что нужно сделать, чтобы исправить существующее положение.

Первым шагом он назвал автоматизацию систем ПВК, чтобы оператор никаким образом не мог влиять на показания весов.

«Далее – создать платежную инфраструктуру на этих пунктах. Заметьте, ни на одном нет pos-терминалов или банкоматов. И только после выполнения этих условий, либо в комплексе с ними можно будет говорить и о внедрении любых платежей, в том числе и за проезд грузового транспорта. А пока 100% идет наличкой через сотрудников ведомства и, очевидно, мимо государственной кассы, ничего толкового не выйдет. При этом, уверяю вас, поставить на пунктах терминалы не составит труда. Объявите тендер – банки в очередь выстроятся ради реализации этого проекта. Почему этого не было сделано до сих пор, нужно спросить у руководства ведомства. Возможно, ответ придет сам по себе, если учитывать, что только с одной машины на одном посту взимается мзда в $200-300. При этом весьма сомнительно, что уровень коррупции только на этом ПВК. Цифры говорят о том, что задействован более высокий пласт чиновников. Как минимум, данного министерства, может быть даже и МВД или фискальных органов. Доказать, конечно, я не могу, но вопросы есть», - считает он.

Также эксперт рассказал, что даст автоматизация ПВК и введение оплаты за проезд грузового транспорта.

«Во-первых, пополнение бюджета. Два – сохранение дорог. Что касается второго пункта – в данном случае справедлива система, что кто разрушает дороги, тот и должен за них платить. Как вариант, в ряде стран есть такой налог – акциз, его включают в цену топлива, и за счет этого создается фонд, из которого оплачивается и ремонт дорожного полотна. Но тогда ГСМ у нас будут стоить, как в Норвегии – под 2 евро, что тоже не вариант. Тут же вспыхнут социальные недовольства. Да ведь и не все машины – большегрузы, не все наносят ущерб дорогам. Поэтому введение оплаты по весовому фактору, а, кстати, такой проект рассматривается Министерством экономики, наиболее актуален. Более того, он нужен. И важно, чтобы он был реализован. Но делать это нужно осторожно. Есть риск завалить проект и дискредитировать саму идею. Потому что, конечно же, будет много противников. Но, повторюсь, норму эту вводить нужно обязательно. Как минимум потому, что берется недопустимо много кредитов, в том числе дорожных, которые нечем оплачивать, кроме как средствами из госбюджета. А в случае введения системы оплаты за проезд грузового транспорта, госказна получает значительное возмещение. Отмечу, в исследовании НИСИ КР мы, авторы-эксперты, рекомендовали ввести поправки в закон о займах, когда прежде, чем взять кредит, нужно определить источник погашения. С учетом комиссий процентов, как в банке. Вот тогда можно и на развитие кредиты брать», - рассказал М.Мусуралиев.

За последними событиями следите через наш Твиттер @tazabek

Доступ к Tazabek (расследования, обзоры, рейтинги, интервью, инфографика и Аналитика) + архив

год8950 сомподписаться?
Данные тарифы действуют только для частных лиц.
Если вам необходим корпоративный доступ к материалам (для организаций, госорганов, ведомств и т.д), пожалуйста, свяжитесь с нами по почте info@akipress.org
Мобильное приложение Tazabek: